Целевая группа: Дети 5-6 лет с фонетическим или фонематическим недоразвитием речи (ФНР, ФФНР).
Дидактические цели и задачи
Оборудование:
-
Индивидуальные зеркала.
-
Профиль артикуляции звука [Л].
-
Наглядные картинки-символы для артикуляционной гимнастики.
-
Предметные картинки для игры «Поймай звук» (пароход, лампа, стол, луна, кошка, дом, лук).
-
«Волшебные баночки»: пластиковые баночки из-под витаминов с прикрепленными на ниточках бумажными корабликами или легкими шариками из фольги внутри.
-
Синий квадратик из картона или пластика.
-
Игрушка или изображение веселого капитана / парохода.
Ход занятия
I. Организационный момент. (2-3 минуты)
Цель: Создать рабочую атмосферу, настроить на занятие.
Логопед приветствует ребенка теплым, спокойным голосом:
«Здравствуй! Я очень рада тебя видеть. Давай сегодня отправимся в увлекательное путешествие. Чтобы наше плавание было удачным, сядем удобно: спинка прямая, как мачта у корабля, ноги стоят устойчиво, как на палубе, ручки лежат спокойно. Готов отправиться в путь?»
II. Введение в тему. Артикуляционная гимнастика «Готовим мотор к плаванию». (6-7 минут)
Цель: Активизировать мышцы артикуляционного аппарата, подготовить к правильному укладу звука [Л].
«Любой пароход перед отплытием проверяет свой мотор. А наш мотор — это наш язычок. Давай его разогреем».
Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом, логопед использует картинки-символы для наглядности.
-
«Накажем непослушный язык» («Лопатка»): «Представь, что твой язык — это ленивая лопатка. Положи ее расслабленно на нижнюю губу и пошлепай губами: «пя-пя-пя». Цель: Добиться расслабления и широкой формы языка.
-
«Вкусное варенье»: «Намажем наш блинчик вкусным вареньем». Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу сверху вниз. Цель: Отработать движение широкого кончика языка вверх.
-
«Индюк»: «А на пути нам встретился сердитый индюк. Покажи, как он болтал языком: «бл-бл-бл-бл». Цель: Развить подвижность и подъем языка.
-
«Качели»: «Теперь покатаемся на качелях! Улыбнись, открой рот. Кончиком языка потянись сначала к носу, а потом к подбородку». Цель: Укреплять мышцы кончика языка, учить им управлять.
-
«Лошадка»: «До пристани мы доскачем на лошадке! Поцокай языком, как лошадка. Цель: Отработать подъем языка к нёбу.
Логопед дает положительную, конкретную обратную связь: «Какой у тебя широкий получился блинчик!», «Качели качаются высоко, молодец!».
III. Развитие речевого дыхания «Сигнал парохода». (4-5 минут)
Цель: Выработать сильную, направленную воздушную струю.
«Наш мотор готов, пора дать прощальный гудок! Посмотри, это наши «волшебные баночки». Вместо дыма у нас будет кораблик».
Логопед дает ребенку баночку, внутри которой на ниточке висит легкий бумажный кораблик.
«Улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу («Лопатка»). Сделай глубокий вдох носом... и плавно, без остановки подуй на свой кораблик, чтобы он «уплыл» от тебя. Следи, чтобы щеки не надувались!»
*Упражнение повторяется 3-4 раза для отработки длительного, целенаправленного выдоха.*
IV. Постановка и автоматизация изолированного звука [Л]. (7-8 минут)
Цель: Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [Л] и закрепить его изолированное произношение.
-
Показ и объяснение: «А теперь научимся гудеть, как настоящий пароход. Послушай: [Л-Л-Л-Л]. Посмотри в зеркало и на профиль. Чтобы получился этот звук, нужно: улыбнуться, открыть ротик, кончиком языка упереться в бугорки за верхними зубами (альвеолы), а по бокам языка оставить щелочки для воздуха. Язык похож на парус! Теперь подуй на свой парус. Должен получиться звук [Л]».
-
Механическая помощь (при необходимости): Если кончик языка не удерживается, логопед может помочь зондом или шпателем, аккуратно прижимая кончик языка к альвеолам.
-
Закрепление: «Давай погудим вместе:
Л___
,Л___
. А теперь давай «споем» песенку парохода:А-Л-Л-Л-Л
,О-Л-Л-Л-Л
,У-Л-Л-Л-Л
». -
Пальчиковая гимнастика «Пароход гудит»:
Встанем, повторяйте за мной:Пароход по речке плывет (
изображаем волны
)
И гудит он так: «Л-Л-Л!» (соединяем пальцы в колечко, гудим
)
Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу на каждый слог: Ал, Ол, Ул, Ыл. Сначала правой рукой, затем левой.
V. Развитие фонематического слуха «Юнги на посту». (5-6 минут)
Цель: Учить выделять звук [Л] из потока звуков, слогов и слов.
«Ты отличный капитан! А теперь проверим, насколько ты внимателен. Ты — юнга на вахте. Как только услышишь звук [Л] — хлопни в ладоши, как будто подаешь сигнал».
-
Звуковой ряд: [Л], [Д], [Ж], [Л], [В], [У], [П], [Р], [Л], [Т], [М], [Л].
-
Слоговой ряд: ЛА, ПА, РИ, ИЛ, ИТ, ИН, ЕН, ЕЛ, УЛ, УВ.
-
Слова: ЛАПА, ДОСКА, САМОСЛАЛ, ПИЛА, СТОЛ, СТОГ, ФАКЕЛ, КРЫЛО, КНИГА, ЗОЛУШКА.
Логопед четко произносит задания, при затруднении показывает артикуляцию звука [Л].
VI. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты)
Цель: Закрепить результат, создать ситуацию успеха.
«Вот и подошло к концу наше путешествие. Ты был просто великолепен!
– Какой звук помогал нам сегодня гудеть? (Ребенок отвечает: «Звук [Л]»)
– Верно! Давай вспомним, как мы его произносим? (Ребенок рассказывает или показывает артикуляцию).
– Этот звук согласный (ему мешают зубки и язычок), звонкий (работает горлышко) и твердый. Мы обозначим его вот этим синим квадратиком.
Спасибо тебе за работу! Ты очень старался, и у тебя все получалось. До новых плаваний!»
Ребенок получает положительную вербальную оценку и, например, маленькую наклейку с изображением парохода.