Лексическая тема: Путешествие в сказочный лес.
Возраст ребенка: 5-6 лет.
Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки, краски (желтая, зеленая), кисть, баночка с водой, бумага, игрушка-лягушонок, игрушка-уж, фигурка Доктора Айболита, плоский карандаш или шпатель.
Ход занятия
I. Организационный момент. (2-3 минуты)
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, настроить на работу, развивать мелкую моторику.
Логопед эмоционально обращается к ребенку:
«Здравствуй! Сегодня нас ждет интересное путешествие в сказочный лес. Посмотри, кто к нам прискакал в гости? Это веселый лягушонок Квак! А это его болото. Давай поможем Кваку перепрыгнуть с одного листика кувшинки на другой».
Пальчиковая гимнастика «Лягушонок»:
Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками, «шагая» по поверхности стола и проворачивая кисть влево-вправо. Логопед проговаривает стишок:
Прыг, скок, прыг, скок,
Я с листочка на листок.
Я – веселая лягушка,
Ваша милая подружка!
Пояснение для логопеда: Упражнение синхронизирует работу полушарий, подготавливает руку к рисованию и способствует активизации речевых центров.
II. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и изотерапии. (7-8 минут)
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [Ш], проработать каждое положение с помощью визуализации и кинестетических ощущений.
Логопед рассказывает сказку, ребенок выполняет упражнения перед зеркалом и одновременно кистью с желтой краской прорисовывает символ на бумаге.
«Жил-был на свете добрый уж по имени Шурик. Однажды он так сильно простудился, что у него болело горлышко, и он совсем перестал шипеть. Решил Шурик отправиться к знаменитому Доктору Айболиту. По пути он встретил нашего лягушонка.
-
«Улыбка» (рисуем полоску): «Лягушонок так обрадовался гостю, что широко-широко улыбнулся». Ребенок удерживает губы в улыбке, рисуя прямую линию. Контроль: зубы сомкнуты, но не видны.
-
«Рупор» (рисуем волну): «А потом он сложил губки рупором, чтобы громко его позвать». Ребенок вытягивает губы вперед трубочкой, рисуя волнистую линию.
-
«Блинчик» (рисуем круг): «Лягушонок как раз пек блинчики». Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, ребенок рисует круг. Контроль: язык не напряжен, губы в улыбке.
-
«Вкусное варенье» (рисуем вертикальные полоски): «Они пили чай с вкусным яблочным вареньем. Давай и мы оближем губки». Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу сверху вниз, рисуя вертикальные линии.
-
«Чашечка» (рисуем полукруг): «Варенье подавали в красивой глубокой чашечке». Боковые края и кончик языка подняты, язык в форме «чашечки». Рисуем полукруг. Контроль: воздух не должен проходить по бокам.
-
«Лошадка» (рисуем тычки/точки): «Поблагодарив друга, Шурик поскакал дальше на лошадке». Ребенок цокает языком, изображая лошадку, кончиком кисти ставит точки.
-
«Фокус» (рисуем спираль): «На пути ему встретился волшебный одуванчик. Шурик подул на него так, чтобы воздушная струя пошла точно по центру «чашечки»». Ребенок дует на ватку, положенную на кончик носа, рисуя спираль. Цель: получить воздушную струю, не раздувая щеки.
III. Постановка звука [Ш]. (5-7 минут)
Цель: Сформировать правильный уклад и добиться чистого изолированного произнесения звука [Ш].
Логопед использует механический способ постановки от звука [Т] или [Ч].
«Вот Шурик добрался до Айболита. Доктор посмотрел горлышко и сказал, что нужно сделать специальное упражнение.
-
Предварительный этап: Ребенок кладет язык в положение «Чашечка» за верхними зубами.
-
Механическая помощь: Логопед аккуратно помещает на нижние зубы ребенка карандаш. Ребенок кладет на него широкий кончик языка.
-
Вызывание звука: «Давай покажем, как уж чихает: скажем [Т-Т-Т-Т...], но при этом будем сильно и долго дуть на самый кончик языка». Ребенок произносит серию звуков [Т], переходящих в [Ч], с сильным непрерывным выдохом. Логопед может легким движением шпателя помочь расширить кончик языка в стороны.
-
Достижение результата: В момент, когда выдох становится особенно сильным и непрерывным, а язык принимает правильное положение, слышится четкий звук [Ш]. «Ура! Доктор Айболит вылечил Шурика, и он снова может шипеть: Ш–Ш–Ш–Ш–Ш!»
Ребенок длительно тянет звук, одновременно проводя пальцем по нарисованной на бумаге «дорожке-зигзагу», изображая, как ползет уж.
IV. Закрепление изолированного звука и развитие фонематического слуха. (5 минут)
Цель: Автоматизировать изолированный звук [Ш] и научить ребенка выделять его из ряда слов.
Упражнение «Чудесная поляна»:
На столе разложены картинки: шар, зонт, мышка, жук, кошка, сумка, машина.
«Давай поможем Шурику найти на поляне только те предметы, в названии которых спрятался его любимый звук [Ш]. Если он есть в слове — мы обведем картинку по точкам и продлим его шипение: Ш-Ш-Ш-Шар».
Ребенок называет картинки, определяет наличие звука [Ш] и, произнося звук изолированно, обводит нужные изображения.
V. Итог занятия. (2-3 минуты)
Цель: Подвести итоги, закрепить положительные эмоции и мотивацию.
«Молодец! Сегодня ты был отличным помощником. Мы вылечили ужа Шурика, научились шипеть так же громко и правильно, как он, и нашли все картинки со звуком [Ш]. Шурик теперь снова здоров и благодарит тебя!»
Ребенок получает положительную вербальную оценку своей деятельности («Ты старался», «У тебя хорошо получилась «Чашечка»») и, например, стикер с изображением ужа в качестве награды.